О городе

 История

 Достопримечательности

 Музеи Танжера

 Музей Форбса

 Кухня

 Фестивали и праздники

 Традиции

 Отели

 КУЛЬТУРА

 Фотогалерея

 О погоде

 Отзывы туристов

 Подбор тура







 

КУЛЬТУРА

Образование. В соответствии с традициями ислама программа школьного обучения в доколониальный период включала в себя преимущественно изучение религии, а также философии и географии. Основу составляло заучивание наизусть Корана и жизнеописания (т.н. хадисы) пророка Мухаммеда. Курс исламского образования начинался в соседней школе под руководством скромного наставника-факиха и мог завершиться в основанном в 859 университете Карауин в Фесе. Программа современного образования в Марокко рассчитана на пять лет обучения в начальной школе, четыре года – в средней и три – в высшей школе. Кульминация учебного процесса – сдача государственных экзаменов, аналогичных экзаменам на степень бакалавра во французских учебных заведениях. Первые четыре года преподавание в школах ведется исключительно на арабском языке, в средней школе используются арабский и французский. Что касается языка обучения в высшей школе, то его выбор зависит от конкретного изучаемого предмета. Программы обучения разрабатываются министерством образования. Обучение в государственных университетах ведется на французском языке, что требует дополнительных усилий со стороны студентов, поскольку в средних школах преподавание ведется на арабском. В период 1970–1990-х годов уровень грамотности в Марокко достиг 50%. В 1990 начальную школу посещали 2,1 млн. детей соответствующего возраста. В 1970–1980-х годах в стране наблюдалось расширение системы университетского образования. С 1975 по 1989 количество студентов, обучающихся в университетах, увеличилось с 35 тыс. до 206 тыс. человек. Ведущим учебным заведением в системе высшей школы является университет им. Мухаммеда V в Рабате. На фоне недостаточного финансирования высших учебных заведений с 1985 в стране функционирует система профессиональных колледжей и частных школ, обучающих бизнесу, управлению производством и работе на компьютере. В середине 1990-х годов распахнул свои двери университет Аль-Ахавайн, созданный в районе Атласских гор (г.Азру), который сразу же завоевал популярность среди молодежи. Финансирование университета осуществляют королевские дома Марокко и Саудовской Аравии.
Литература.
Марокканская литературная традиция восходит к начальному периоду арабизации страны, созданию городов и распространению достижений исламской цивилизации. Вероятно, самым знаменитым из первых марокканских авторов был Ибн Баттута. Он родился в 1304 в Танжере и провел свою жизнь, странствуя по многим странам, от Мали до Индии и Китая. В 1356 Ибн Батута завершил работу над книгой своих путешествий. В современной литературе Марокко находят свое отражение главные проблемы 20 в.: национально-освободительное движение, сохранение традиционных культур, исламские духовные ценности. С одной стороны, марокканская литературная традиция составляет часть литературы Ближнего Востока и Франции, с другой – вполне своеобразна. К 1990 в стране было издано около 100 литературных работ, видное место среди которых занимают автобиографии и труды, связанные с исследованием социальных проблем марокканского общества. Среди авторов, пишущих на арабском языке, заслуживают упоминания Мухаммед Зефзаф и Абдаллах Ларуи. Огромное впечатление на читательскую аудиторию Марокко произвела вышедшая в 1954 на французском языке повесть Дриса Шрайби Прошедшее время, в которой содержится критика патриархального общества. Абд аль-Кабир Хатиби затрагивает животрепещущие социальные вопросы в книге своих мемуаров Татуированная память и в Рабатском триптихе. Тахар Бенджеллун, который родился в Фесе и живет во Франции, завоевал международное признание своими произведениями на французском языке. Его повесть Призрачное дитя была переведена на 15 языков, а Святая ночь в 1987 была удостоена высшей литературной награды Франции – премии им. Гонкуров.
Устная традиция. В стране бережно сохраняется традиция рассказывания сказок, историй и т.п. Эта традиция особенно живуча среди берберских женщин, известных своим умением образно пересказывать сказания, а также местные или чужие мифы. Кинематография. В 1970 марокканский режиссер Хамид Беннани снял первый полнометражный игровой художественный фильм Уичма (Следы). С тех пор вышел ряд интересных фильмов, среди которых заслуживают упоминания работы Сухайла Бен Барки Тысяча и одна рука (1972) и Фариды Бенльязид Дорога в небо (1988). Музыка. Классической для Марокко считается музыка андалусского происхождения, которая попеременно исполняется в оркестровом и вокальном варианте, когда музыканты аккомпанируют сами себе. Музыкальный инструментарий включает традиционные для Марокко арабские инструменты: барабан-тамбур, ребаб (1–2-струнный смычковый), уд (арабская лютня), най (флейта) и канун (цитра). На свадьбах и во время праздников чаще всего исполняется марокканская музыка шейхат. Музыка стиля рай, которая в 1980-е годы пришла из Алжира, представляет собой современную музыку, которая исполняется на традиционных североафриканских музыкальных инструментах, а также на медных и электронных инструментах. Одной из самых популярных в Марокко групп, исполняющих музыку рай, является группа братьев Уджди Бушнак.
Средства массовой информации.
До 1980-х годов министерство внутренних дел и информации осуществляло цензуру над всеми национальными средствами массовой информации – радио, телевидением, газетами и журналами. В Марокко свободно продавались иностранные газеты и журналы, однако распространение некоторых выпусков зарубежной прессы порой ограничивалось. Несмотря на то, что такая ситуация продолжает сохраняться и в 1990-х годах, в целом благодаря расширению информационной базы средства массовой информации стали более открытыми. Цензура запрещает публикацию некоторых материалов, однако не препятствует изданию газет и журналов. Правительство страны издает две ежедневные газеты на французском («Матен де Саара» («Утро Сахары») тиражом 100 тыс. экз. и «Марок суар» («Вечернее Марокко») тиражом 30 тыс.) и одну – на арабском языке; свои ежедневные газеты издают некоторые оппозиционные партии. Самый большой тираж в Марокко имеет печатный орган Социалистического союза народных сил (ССНС) газета «Аль-Иттихад аль-Иштираки» («Социалистический союз»). Другие важные оппозиционные издания – ежедневные газеты «Опиньон» (60 тыс. экз.) и «Аль-Алям» («Знамя», 100 тыс. экз.), издаваемые партией Истикляль. Влиятельные экономические журналы Марокко «Ви экономик» («Экономическая жизнь») и «Экономист» издаются в Касабланке. Большую читательскую аудиторию имеет ряд еженедельников, самым читаемым из них является «Марок Эбдо» («Марокко за неделю»). Радио. Ведущей компанией является Марокканское радиовещание и телевидение (РТМ), впервые вышедшее в эфир в 1931. РТМ ведет вещание на три разные аудитории: зарубежную, арабскую и берберскую. Программы на берберском языке ведутся из Бени-Меллаля. В 1996 население Марокко располагало 5,9 млн. радиоприемников. Кроме того, продолжает вещание радиостанция «Голос Америки» из Танжера





©2007 Все права защищены.